Территория современного Светлоярского района относилась к Астраханской губернии с момента ее образования в 1717 г. В конце XVIII века границы губернии простиралась до самого Саратова. В ноябре 1780 г. из состава Астраханской губернии было выделено вновь образованное Саратовское наместничество. По указу правительства от 2 апреля 1782 г. к нему отошли от Астраханской губернии города Царицын и Черный Яр с уездами, в том числе и территория будущего Светлоярского района. В мае 1785 г. Черный Яр снова вошел в состав Астраханской губернии, где и находился вплоть до 1919 г. Именным указом императрицы Екатерины II, данным Сенату 5 мая 1785 г., образо-
валось Кавказское наместничество из двух областей – Астраханской и Кавказской. Вслед за этим началось интенсивное заселение Астраханского края и южных территорий России, в том числе на дорожных трактах от Царицына на Кавказ и от Царицына до Черного Яра. В этом же 1785 г. было положено основание села Райгородка. В 1806 г. по ходатайству саратовского губернатора Беликова были изменены границы между Астраханской и Саратовской губерниями. Селение Райгородок, лежащее на горной стороне Волги, отделялось от уездного города Царицына Сарептской колонией, не состоящей в ведении саратовского губернатора, а потому удобнее было передать его вместе с прилегающими к ним калмыцкими землями к Астраханской губернии, что и было сделано.
Казачьи форпосты и почтовые станы.
Еще задолго до основания села Райгородок на месте его образования издавна существовали казачьи форпосты для охраны волжских берегов от нападений кочевников и почтовые станы на дорожных трактах от Астрахани до Царицына. Содержанием форпостов, перевозкой и конвоированием почты занимались сначала донские казаки, а с 1733 г. от Царицына до Черного Яра - казаки Волжского казачьего войска, поэтому почтовые станы располагались в тех же пунктах, что и форпосты, или поблизости к ним. Так, на карте форпостов и почтовых станов по р. Волге за 1737–1765 гг. обозначено 4 пункта от
Царицына до Черного Яра: Татьянинский (на этом месте позже возникло с. Светлый Яр (Лучка)), Поповицкий (на этом месте образовалось с. Райгородок), Каменоярский и Мазанский. Таким образом, местность, где располагались почтовые станы, постепенно обживалась задолго до основания сел. Впрочем, постоянных сельских жителей здесь в то время не было. Казаки, отбыв срок службы, возвращались к себе на родину.
Версии о названии села.
Четыре века тому назад в XVI веке из Центральных областей России люди бежали от своих лютых крепостников в свободные места, надеясь жить вольно. В нашем селе появилось 30 больших семей, приехавших из Курска. Это были трудолюбивые люди, почти все дальние родственники. Они имели опыт и навыки земледелия, плотничьего дела, были знакомы с культурой России того времени. Прибыв на новое место жительства, поселенцы были поражены красотой новой местности. Пышная, бурная растительность, обилие ягод, грибов, пение птиц, богатство животного мира покорили сердца новых жителей. Росли здесь чудные деревья: высокие, стройные летом, покрывающиеся белым цветом, они вскоре получили название раинки.
Говорят, от названия этих деревьев и село стало называться земным раем. О селении Райгородке (Поповицком) в своем описании сельских церквей Черноярского уезда протоиерей Ефрем Зорин сообщает: «Селение сие носит на себе два наименования: Райгородок и Поповицкое. Райгородком оно названо потому, что место, на котором оно стоит, было разукрашено природою: разного рода лес, как бы нарочито насаженный на сем месте и во окружности оного высился, а между лесом усеяны были по долинам цветы. Раскидистые ветви древ и благоухание цветов доставляли приятнейшее удовольствие проходящим путникам. А от сего, вероятно, первые поселенцы селения сего, вкусивши таковую приятность на сем месте, наименовали Райгородком. Оттуда и самая волость именуется доселе Райгородскою. И пошло отсюда название селу «Райгородок». Не случайно земным раем назвала наше село и царица Екатерина, когда проезжала мимо села в Астрахань. Ее привлекли зеленые рощи, обилие цветов, красота нашего края. Шла молва о том, что государыня российская, вышла из кареты и прошлась пешком по ковру зеленых трав и цветов и назвала местность поистине райским уголком. А Поповицким оно называлось в честь имени начальника царской экспедиции, присланным сюда вмести с отрядом солдат для организации административного управления и относилось к Астраханской губернии Черноярского уезда при Малой Воложке (т.е. рукав Волги).
Заселение. Первые люди.
Первые люди, населявшие данное местожительство с. Райгород,- малороссы и русские. Это были беглые люди, крепостные из центральной Росси и сбежавшие этапных колоний. Люди селились в полупустынных местах без административного надзора.В 1979 году В. Покрышкин отмечал, что население Райгорода делилось на 2 группы: старожил и «русаков». Старожилы были первыми поселенцами, вольными людьми, которые в 1770-х годах пришли на Волгу. В Райгород 1830-х годах было переселено 200 семей из Курской губернии. «Между старожилами и русскими, - отмечает Покрышкин, - есть до сих пор резкие черты несходства. Первые были более зажиточными, более опрятными в быту». Первоселенцы жили в глиняных мазанках. Старо-
жилы красили дома снаружи. Отмечалось очевидцами, что дома старожилов были опрятнее и чище внутри и снаружи, чем у более поздних. В 19 веке дома строились из бруса, полубруса, крылись камышом, тесом. До наших дней сохранились избы – пятистенки, из половинчатого бруса, обшитые сверху досками. Наличники и фасад крыши украшены богато деревянной резьбой. Дома строят торцом к улице, на улицу выходят три окна, вход в дом и сени во дворе. В доме перегородка делила его на горницу и заднюю часть, где была русская печь или галанка. Старожилы носили красные рубахи и платья, сапоги чуни (обувь из сыромятной кожи), картузы. Женский обряд состоял из юбки и кофты, платья, шерстяных чулок, «чукуров» (башмаков), валенок. В начале 20 века мужчины носили круглые «курпейчатые» шапки, типа кубанки, женщины в праздники – сарафаны, в будни – вязанные из шерсти юбки серого цвета, чулки, вязанные из шерсти синего и черного цвета.
Основание церкви.
До 1814г. в Райгородке церкви не было, за крещением и отпеванием жители обращались к духовенству Светлоярского селения. В 1814 г. выстроен молитвенный дом на средства прихожан, а в 1820 г. от трехштатной Светлояровской церкви прислан один священник с дьячком. В 1838 г. получено разрешение от Святейшего Правительствующего Синода на постройку деревянной церкви на каменном фундаменте во имя Св. Архистратига Михаила. Вскоре началось строительство. Церковь была построена в 1841 году, и 11 мая 1842 года по благословению Преосвященнейшего Смарагда Архиепископа Астраханского освящена членом Духовной консистории иереем Константином Петровым. Ефрем Зорин писал: «К чести поповиц-
ких жителей церковь ими устроенная по внутреннему благолепию и наружному виду красуется пред прочими церквами Черноярского уезда. Строилась же церковь сия иждивением прихожан без всякой сторонней помощи. Здесь способствовали успеху в деле отысканием источника к сему местный священник Афанасий Саввин и государственный крестьянин житель того селения Лука Анненков. При их неусыпной заботливости окончен храм в течение двух лет со времени начатия. Жители оного селения все великороссияне и православные, раскола нет. К церкви сей причислена приходом деревня Ушаковка, принадлежащая помещику Ушакову». В 1846 г. появилась необходимость покрыть деревянную крышу церкви Михаила Архангела железом во избежание течи во время дождей. Кроме того на своем собрании жители Райгородка 4 сентября 1846 г. изъявили желание приобрести стопудовый колокол для церкви на что требовалось 2 тыс. рублей серебром. Под приговором сельского схода стоят подписи Алексея Сергеева, Егора Устинова, Евсея Воронцова, Панфилы Сабельникова, Василия Каменева, Никиты Крутова, Дмитрия и Филиппа Разумова, Василия Бунина, Емельяна Голева, Василия Виденеева, Ивана Витчинкина и многих других. Священником Михаило-Архангельской церкви был в это время Никанор Малиновский. Доходы с оброчных статей за постоялые дворы по прошению граждан были оставлены на церковные нужды. Так, в 1866 г. из этих средств была исправлена ветхая колокольня Михаило-Архангельскй церкви, крыша и иконостас церкви. 14 июля 1866 г. гражданский инженер П.Нагурский в своем рапорте в Астраханскую палату госимуществ писал: «Я осматривал в селении Райгородском Черноярского уезда деревянную церковь и нашел, что большая часть повреждений её уже исправлена обществом государственных крестьян удовлетворительно, именно переделан ветхий шпиль на колокольне, починена железная кровля на куполе под средней частью церкви, исправлена внутренняя штукатурка на стенах, потолках и куполе, возобновлены иконы в иконостасе. Затем остается необходимость только переделать три входных сгнивших крыльца и возобновить краску на иконостасе, но для этих работ материал уже заготовлен и деньги для расчета с мастерами есть». Более 400 лет простояла
Михайло-Архангельская церковь, но в 1992 году в огне пожара погиб этот памятник истории и культуры. И только благодаря огромной воле и терпению духовного пастыря отца Владимира (В.Г. Дунаев), на пожертвования райгородцев было возведено новое здание церкви. Настоятель - протоирей Владимир Дунаев указом Главы Российского Императорского Дома Ее Императорским Величеством Великой Княгиней Марией Владимировной удостоен высокой награды – военного Ордена Святителя Николая Чудотворца. Награда была вручена 2 февраля 2002 года, в день 60-летия победы под Сталинградом. Награда тем ценнее, что получил ее бывший солдат, участник ВОВ, священник Владимир Георгиевич Дунаев.
Развитие села в ХХ веке.
В 1919 году в селе был образован Совет, к которому была отнесена территория в 24 тыс. га земель. Первым его председателем был В.И.Потафеев. В период коллективизации и довоенные годы на территории сельского Совета находились: рыбколхоз «Рыбак, вперед!», рыбозавод, сельское потребительское общество, деревообрабатывающая артель «Красный кустарь». В 1930 году был образован колхоз «Заря коммуны». Организатором и первым его председателем был А.Я. Воронцов. Председателем сельсовета единогласно был избран Л.Ф.Лебедев. В то время в селе числилось 195 дворов с населением около 2000 человек. Обучением детей занимались две школы: церковно-приходская и начальная.
Райгород в военные годы.
В грозные 1942-1943 годы в нескольких жилых домах располагался штаб Сталинградского фронта. В селе оставались одни женщины, старики и подростки. На тех же полях, где сеяли и пахали землю, вооружались ломами, лопатами, они строили укрепления, оборонительные сооружения. 150 подвод, 400 трудоспособных людей давал ежегодно Райгород для этих целей. Жители прифронтового села выполняли задания военного характера.
Исторические вехи Райгородской оросительно - обводительной системы.
После Великой Отечественной войны решили осваивать целинные и залежные земли, чтобы обеспечить страну своим хлебом и сельскохозяйственным сырьем. В 1958 году началось строительство оросительной системы в Светлоярском районе. Центром этой системы стал Райгород. ПМК-5 стало строить поселок для мелиораторов, рыть оросительные каналы. В 1961 году здесь был организован Волгоградский участок, первым начальником которого стал Загоскин Ю.В. С 1963 года Райгородская система, она называлась УСООС, обслуживала 3 области – Волгоградскую, Астраханскую и Калмыцкую АССР. Руководителем становится Кожарский В.М., главным инженером – Волова З.Г. С 1963 года началось благоустройство села. Появился поселок Водстрой, состоящий из двухэтажных домов со всеми удобствами. Построили среднюю общеобразовательную школу, детские сады, дом культуры «Строитель», столовые, магазины.
СЕЛО РАЙГОРОД